Новости

15 октября 2009

Евгений Васильев

  Покупайте ноты!  

04 декабря 2009

!

14 октября 2009 года зарегистрирован сайт композитора  Евгения Александровича Васильева. http://facundooblsei.narod.ru/ &nbs…

04 декабря 2009

Царство небесное Екатерине Александровне Ручьевской!

На 88 году жизни скончалась Екатерина Александровна Ручьевская, мой любимейший профессор... Она – Великий Муз…

15 января 2009

Вариации Op.11 переизданы.

В декабре 2009 года издательство "Композитор —Санкт-Петербург" переиздало ноты композитора Евгения Васильева …

17 марта 2010

Концерт 24 марта 2010 года в 16.30.

24 марта (среда) в 16.30 в Библиотеке на ул. Марата, 72 (ст.м. Пушкинская-Звенигородская) состоится Концерт.   На ко…

23 марта 2010

http://www.classic-online.ru/archive/?production_id=11216

http://www.classic-online.ru/archive/?production_id=11252 Уважаемые пользователи, на сайте Открытого Архива Классической Музыки Вы мож…

23 марта 2010

27 марта концерт.

27 марта в Камерном зале Санкт-Петербургской Консерватории в 17.00 прозвучит Музыкальный момент на русскую тему…

27 марта 2010

Екатерина Ломова исполняет.

4 апреля 2010 года в 19.00 в Малом Зале имени Глазунова прозвучит Музыкальный момент на русскую тему Евгения Васил…

free counters
Яндекс.Погода
Яндекс.Метрика
Я принимаю предложения к сотрудничеству от продюсеров, менеджеров, художественных руководителей, директоров, режиссёров, художников, писателей, поэтов, постановщиков, театров, концертных организаций, исполнителей, музыковедов и кинорежиссёров. Заказать музыку и обсудить все нюансы можно по почте или по телефону (см. на сайте). Спасибо!
Также возможно обсудить вопросы использования существующих сочинений.

 


Уважаемые музыковеды, Ваши статьи, работы, литературные труды могут быть опубликованы на этом сайте. Темы абсолютно любые. Спасибо.

 

Информация, представленная здесь, лишь та, в достоверности которой я уверен. Проследить за звучанием очень сложно, если сами исполнители не ставят меня в известность, поэтому я предлагаю сообщать мне программы Ваших концертов. Можете даже присылать Афиши концертов. Не стесняйтесь и пишите мне, тогда я смогу поместить Вас в раздел "Исполнители". Возможно поместить в этот раздел и Ваши фото, и фото Ваших афиш с концертов.

Благодарю за сотрудничество!

Статья Ирины Мышкиной

 

 

«Композитор – индивидуалист.

Его личность не требует, и более того, не терпит никакого вмешательства».

Евгений Васильев.

 

Музыка Евгения Васильева обладает свойством разговаривать со слушателем. В наши дни это встречается нечасто. Композитор не «представляет» звуковые объекты, не «исследует возможности» той или иной техники. Его музыка говорит так, как говорит толковый и осмысленный собеседник, то увлеченный  мыслью, то сомневающийся, то погруженный в себя.   

О нем…

Родился Евгений Васильев в 1984 году в небольшом городке, недалеко от Санкт-Петербурга – Великом Новгороде. Интересоваться музыкой композитор стал рано, еще до школы. «Мне всегда было интересно, как пишут музыку, как ее исполняют, как ее понимают и как ее нужно понимать»[1]. Именно в это время Евгений понял, что станет музыкантом. «Тяга к пониманию нотного письма появилась лет в 7-8, точно не помню. Я стал изучать ноты самостоятельно весьма рано».

 В музыкальную школу он поступил лишь в 12 лет и успешно занимался по классу кларнета. В 2001 году Евгений поступает в Новгородское музыкальное училище им. С. В. Рахманинова в класс фагота; одновременно, в течении III курса занимается композицией под руководством В.В. Приймак. Во время обучения в музыкальном училище молодой композитор пел около двух лет в профессиональном хоре К.А. Шалёного.

В 2005 году Евгений Васильев с отличием окончил училище и поступил в Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, в класс фагота к педагогу К. Б. Соколову. Год спустя, то есть в 2006 году был принят для параллельного обучения на композиторский факультет, в класс С. М. Слонимского. 

 

О творчестве…

Список произведений Евгения Васильева красноречиво говорит о музыкальных и литературных пристрастиях композитора. Так, камерно-вокальное творчество отражает интерес автора к отечественной поэзии ХХ века - «Набоков. Отрешенье», стих для тенора и фортепиано; «Бродский. Дом. Четыре комнаты», стих для баритона и фортепиано;  Стих Осипа Мандельштама «Я слово позабыл, что я хотел сказать…», для сопрано и фагота. Особняком стоит сюита в пяти частях «Сквозь мысли», для сопрано/контртенора, саксофона-альта, готической кельтской ирландской арфы и клавесина на оригинальный текст Оскара Уайльда. Это произведение выделяется не только оригинальным инструментальным составом, выбранной формой, но и тем, что композитором использовано поэтическое наследие английского классика рубежа веков.

Камерно-инструментальное наследие Евгения Васильева поражает своим многообразием. Для композитора камерность является не только жанровой категорией, но и одной из стилистических основ творчества. Говоря о специфике ансамблевых произведений Васильева, следует отметить, что она лишена какой бы то ни было заданности и непосредственно исходит из реальных возможностей сравнительно  небольшого инструментального коллектива. Характерна в этом отношении акцентировка лирического начала, внимание к подробностям полифонического развития, относительная миниатюрность форм, с контрастами, как в рамках всего цикла, так и внутри каждой части. Евгений Васильев – автор двух трио («Плач по Фаготу» и «Сны Шахриара»), пяти дуэтов, самых различных по составу, от басовой домры, до флюгельгорна. Неожиданные на первый взгляд тембровые сочетания оказываются крайне удачными композиторскими находками – «Ноктюрн для трубы или флюгельгорна и арфы», «Музыкальный момент на русскую тему для домры-альт и рояля».

В камерном наследии композитора выделяются два произведения для органа – «Рождественская фантазия» и «Партита памяти Мстислава Ростроповича». Стилистическое своеобразие этих произведений связанно с раскрепощением мелодической линии и новым чувством горизонтали.   

 Евгением Васильевым написано на данный момент лишь одно произведение для большого симфонического оркестра – «Гравюра». Это связанно со сложностью организации исполнения больших симфонических полотен. Однако до «Гравюры» у композитора можно найти произведение для духового оркестра – «Рождественскую фантазию». 

Музыкальные интересы композитора очень разнообразны. Сам Евгений выделяет – И. Стравинского, С. Прокофьева, А. Берга и Б. Бартока. Однако, при прослушивании произведений автора непременно возникают аллюзии с творчеством экспрессионистов (А. Веберна), минималистов (Ф. Гласс), неофольклористов (Г. Свиридова), неоклассицистов (П. Хиндемит)…  Весь этот сплав различных стилей и эпох не приводит к «пестроте» языка Евгения Васильева. Это происходит благодаря индивидуальному «прослушиванию» всех интонаций и внедрения их в свое собственное «музыкальное пространство».

 

О вечном…  

В творчестве всех композиторов найдется произведение, которое рассуждает о вечных темах – жизни и смерти, художнике и его времени. Эти темы присутствуют и в произведениях Евгения Васильева. Ярким примером воплощения темы – «Художник. Жизнь и Смерть» - можно считать «Партиту памяти Мстислава Ростроповича» op.18 для органа, в шести частях. Обращение к органу не противоречит общим стилистическим особенностям творчества композитора. Имеется в виду полифонический склад музыки с опорой на линеарное дыхание мелоса, цельность и замкнутость построений.

Произведение обрамлено прелюдией и постлюдией. Своеобразная арка происходит и на уровне жанра, в обоих случаях использована песня – открывает партиту канцона, а завершает произведение – грегеска (погребальная песнь).

Первая часть Канцона-Прелюдия. Это субъективная оценка, своеобразное высказывание  автора. Главным в формировании формы становится фигуративный фон, возникший в нижнем пласте фактуры на рельефе мелодической линии. Впоследствии именно варьирование фона отделяет один эпизод от другого. В Коде первой части происходит взаимопроникновение основных тем, вследствие чего происходит их  трансформация.

Вторая часть Ариетта. Это своего рода плач по умершему художнику. Вновь песенный жанр, однако трактован абсолютно иначе. Это рассказ о художнике, о его жизни – в объективном плане. В части можно выделить две темы, которые едины по своей природе и «должны восприниматься как целое». Развитие тем приводит к мощному многоголосному хоралу, который внезапно обрывается – это первый намек на присутствие смерти в жизни каждого из нас и о ней нужно всегда помнить. Художник задает ей вопросы, но не получает ответ.

Третья часть Токката. Рисует время современное художнику, его окружение, жизненные проблемы. Временный этап, рисующий формирование художника как личности. Третья часть одна из самых мрачных, страшных частей цикла. Это нашло свое отражение в тематизме – преобладает аккордовый склад, исполняемый staccato, постоянная смена регистров, четко выделенная мелодическая линия не фиксируется. Именно в этой части  композитором использован прием «квантовой ритмики».

Реприза III части «Токката».

 

Реприза III части «Токката».

 

Четвертая часть Ричеркар. Размышление о смерти со всеми ее вариантами. Вопросы остались неизменными, но ответы иные – осмысленные. Между четвертой и второй частью существует тематическая арка. Темы, которые были заявлены в Ариетте, без изменений использованы в пятиголосном речеркаре с ненормативным вступлением пятого голоса как тема и противосложение. Эта часть поражает своими размерами – «она намеренно долгая, продолжительная, огромная, сложная». Ричеркар – это сложная фуга, в которой используются все возможные полифонические преобразования темы.  Композитор трактует этот жанр также. Следует обратить внимание на вторжение нового тематического элемента во втором разделе  – движение шестнадцатыми в высоком регистре staccato. Этот элемент встретится в следующей части.

Пятая часть Фуга-скерцо.  Это праздник, блестящий и одновременно страшный шабаш!  В этой части нашел свое отражение многогранный образ смерти. Об этом свидетельствует выбранный жанр – скерцо. С ним связаны самые страшные образы: смерти - многоликой, мира  потустороннего, которого мы боимся. Это самая сложная и быстрая часть цикла, постоянное движение, нет времени останавливаться (« Исполнитель должен играть по возможности быстро; максимально быстрый темп»). Форма части - две двойные фуги, где первая с совместной экспозицией,  а вторая с раздельной.

Первая фуга отличается многопластовостью ритмического рисунка, прихотливостью ритма заполняющего его. Это и есть образ шабаша, ненормального праздника, страшного. Свободная часть отличается призрачностью звучания и появляется после резкой смены динамики (тембров органа). Сам композитор  акцентирует внимание и слушателя, и исполнителя на первой теме второй фуги (назовем ее «вечерней»). Она появляется после мощного звучания многоголосия в верхнем регистре одноголосной мелодией. В ней слышны отголоски вторгающейся темы из Ричеркара, все те же шестнадцатые, но появились «звучащие» паузы. В совместном проведении всех тем ее не будет, что заставляет задуматься – может быть это и есть смерть, ее подлинный образ? Быстрое сворачивание тем в конце части заставляет сделать вывод, что «шутка удалась»… Именно этой частью заканчивается рассказ о художнике, о его жизни и смерти… 

Шестая часть Постлюдия-Грегеска. Это итог, вновь субъективное высказывание автора. Открывается часть фиксированным кластером, на который накладывается рванный мелодический рисунок, не имеющий ничего общего с песенным жанром. Здесь Евгений Васильев  переходит от главенства полифонии в предыдущих частях к нарочито простой гомофонии. Отсутствие тематических арок с циклом, компенсировано «автоцитатой» из Сонаты памяти Мстислава Ростроповича для виолончели и арфы. Эта цитата «…сам Ростропович. Эпиграмма на могильной доске». Завершается часть постепенно собирающей мажорной просветленной гаммой.

Партита памяти Мстислава Ростроповича отличается от других произведений Евгения Васильева. В ней отражены все субъективные переживания автора на трагические события современности. Не только композитор творец этого произведения, но и исполнитель. В партитуре произведения не проставлены регистры органа, исполнитель становится творцом.  «Именно орган своим могучим звучанием смог высказать все, что мне хотелось сказать. Силу, энергию, давление смерти можно было заглушить только звуковыми волнами этого инструмента».

 

О будущем…

Евгений Васильев - композитор, который находится в постоянном поиске, живо реагирует на происходящие события. Однако он крепко связан с традициями школы, в которой он творит.

 

 

                                                                              Ирина Мышкина

 

 

Основные сочинения:

 

Трио №1 "Плач по Фаготу" для Флейты, Гобоя и Кларнета. (2002)

Трио №2 "Сны Шахриара" на темы "Шехерезады" Н.А. Римского-Корсакова и собственные темы для флейты, трубы и фагота. (2004)

Две прелюдии для фортепиано: Озеро, Дно. (2003)

Рождественская фантазия для органа. (2004)

(Рождественская фантазия для духового оркестра -- две версии, переложение) (2004)

"Набоков. Отрешенье". Стих для тенора и фортепиано. (2003)

"Бродский. Дом.Четыре комнаты". Стих для баритона и фортепиано. (2006)

Вариации для контрафагота и фортепиано. (2006)

"Сквозь мысли". Сюита в пяти частях для сопрано/контртенора, саксофона-альта, готической кельтской ирландской арфы и клавесина на оригинальный текст Оскара Уайльда. (2007)

Ноктюрн для трубы или флюгельгорна и арфы. (2007)

Концертетто для домры-бас и рояля. /2 части/ (2007)

Соната памяти Мстислава Ростроповича для виолончели и арфы. /3 части/ (2007)

Партита памяти Мстислава Ростроповича для органа. /6 частей/ (2008)

Стих Осипа Мандельштама "Я слово позабыл, что я хотел сказать..." для сопрано и фагота. (2009)

Гравюра  для симфонического оркестра. (2009)

Музыкальный момент на русскую тему для домры-альт и рояля. (2009)

Детская музыкальная раскраска. 25 лёгких рисунков для рояля. 2 тетради. (2010)

 

 

 

 

 


[1] Все цитаты, использованные в тексте, взяты из личной беседы с Евгением Васильевым.

 

 

 

 

                                                                      Ирина Мышкина

WMlink.ru - рекламный брокер
Зарабатываю на smmka.ru

© Евгений Васильев